Николай Морозов уже много лет сохраняет в мире фигурного катания статус тренера востребованного и модного. О его программах говорят и вспоминают не один сезон, будь это "Зима" Алексея Ягудина или "Лебединое озеро" в стиле хип-хоп, поставленное для Дайсуке Такахаши. На Cup of Russia Морозов привёз сразу трёх своих учеников: японку Мики Андо, итальянку Валентину Маркей и испанца Хавьера Фернандеса. Тем не менее беседа с именитым специалистом началась с вопроса об ученике, который не предстал на суде столичной публики. — Николай, для начала хочется спросить, как дела у Сергея Воронова. На этап Гран-при во Франции, как я понимаю, он не едет. Что дальше? — У Сергея проблемы со связкой, и эта травма случается уже четвёртый раз за сезон. Просто мы не выдерживали – он начинал "форсировать", скажем, в Китай очень ему хотелось поехать… а там – неудачное приземление, и всё повторяется. Но вот сейчас долечится как следует, мы ему поменяли ботинки, начнём тренироваться потихоньку. К чемпионату России он успеет подготовиться. — На соревнованиях этого сезона мы пока смогли увидеть только короткую программу в исполнении Сергея, которая, на мой взгляд, поставлена очень в его стиле. Если честно, я ожидала каких-то изменений после его перехода. — Пока, чтобы менять что-то глобально, нет времени. Полностью менять стиль катания, костюмы, думаю, начнём только со следующего года. Сейчас же нужно добиться того, чтобы он стабильно катался чисто. Это первая задача, и здесь, если начать работать над чем-то другим, можно развалить и то, что есть. К тому же мешают постоянные травмы. Так что в этом году, хоть я и ставил ему новые программы, сделал их в стиле привычном Сергею, чтобы он чувствовал себя увереннее. — Вы сразу согласились на его переход к вам от Алексея Урманова? — В принципе, никаких проблем не было. Когда Сергей попросился ко мне, первое, о чём я спросил, как к решению относится тренер. И сам тут же позвонил Лёше, потому что он мой хороший друг. Он ответил, что с Вороновым уже не работает. Так что всё было открыто, никаких тайных переходов. — Как вам вообще Серёжа? Не секрет, что в прошлые сезоны федерация критиковала его за халатное отношение к тренировкам. Как он работает у вас? — Рано отвечать. Не хочу говорить заранее – пусть сначала выступит на чемпионате России. Но мне с ним интересно работать. И могу сказать, что настрой у него хороший. — От ваших учеников, особенно одиночников, складывается некое общее впечатление: молодые и перспективные. Вам с ними интереснее, чем со сложившимися мастерами? — Интереснее. Испанца, Хавьера Фернандеса, я вообще обнаружил случайно, даже не знал раньше, что есть такой фигурист. Как-то летом, года два или три назад, проводил летний лагерь в Испании. Смотрю — катается какой-то мальчик. Катается и прыгает тройной аксель. Правда, без разминки и очень редко. Но если прыгает, то прыгает. Я был очень заинтригован. — И сами предложили ему тренироваться у вас? — Да, с Флораном Амодио была похожая история. — Но в работе с молодыми фигуристами есть и другой момент – очень часто они в итоге уходят к другим наставникам. Вспоминается история вашего разрыва с японцем Дайсуке Такахаши… — Понимаете, в фигурном катании такое случается часто. Я, слава богу, не боюсь расставаний, потому что легко могу взять нового ученика. С Дайсуке я расстался не потому, что меня не устраивало что-то в его работе. Проблемы начались с окружением, с агентами, которые у него появились. То же самое произошло с Адамом Риппоном. А ведь бывает так, что с фигуристом не решить за один сезон всех проблем. Но люди, которые это не понимают, начинают их дергать, заставляют что-то менять. И потом… Вот Лёша Ягудин – он был порядочный человек. Женя Плющенко – один из самых порядочных фигуристов. Он отработал с Алексеем Николаевичем Мишиным всю жизнь и до сих пор с ним работает. Найти такого спортсмена – большая редкость. — Ищете? — Хавьер за три года пока меня ни разу не подводил. И Флоран тоже. Японцы, кстати, любят переходить от тренера к тренеру. Но Мики Андо даже федерация заставляла уйти от меня, а она сказала – нет, я не буду ничего менять… Ну а что будет дальше, пока неизвестно. — Вы очень часто ставите своим ученикам программы игровые, сюжетные. Взять того же Фернандеса. В этом сезоне он и Волк из "Ну, погоди", и пират… — Мне нравится делать что-то необычное. Смотреть на одно и то же уже надоело. Я всё думаю, как девушкам что-то необычное ставить в программах. А то с одиночницами сейчас вообще скучно. Катаются порой под музыку, под которую ещё их бабушки катались. — У Мики, кстати, мне кажется, часто довольно схожие сюжеты в программах: драма… — Знаете, в этом году мы с ней большой акцент сделали на программах для шоу. Они у неё очень интересные. Программы для соревнований сделали буквально за два дня. — Но теперь короткую будете менять? — Да, будем. Первая для неё оказалась тяжеловата. Я для Мики всегда ставлю много программ, в год – 5-7, начиная с показательных, а потом мы уже смотрим, что хорошо, а что плохо. На самом деле, она молодец. Ей тяжело было заставлять себя, хотелось отдохнуть после Олимпиады. И всё же решила кататься этот сезон, только после него сделать на год перерыв, а уже потом снова выступать, до Сочи. — Обычно и правда проще взять тайм-аут после Олимпиады. — Но в этом году чемпионат мира проходит в Японии. Такое решение принято только из-за этого. — В Японии в женском одиночном конкуренция очень высока, а мест в сборной только три. Помню, в прошлом сезоне Мики была всего лишь четвёртой на национальном чемпионате… — Там есть свои критерии. Если, скажем, она хорошо откатается на финале Гран-при, прокат на национальном чемпионате не будет иметь значения. В прошлом году было так, и решался вопрос за место в олимпийской сборной между двумя другими девушками. Потому, на самом-то деле, Мики и не попала на пьедестал, ведь какой окажется она, было уже не важно. — Пожалуй, это справедливо… И, кстати, о справедливости. Что вы можете сказать о том, как развивается система судейства? Если судить по серии Гран-при – в мужском одиночном можно победить, даже не делая каскад из двух тройных, это уже не говоря о четверном. — Система улучшается с каждым годом, это однозначно. Но, на мой взгляд, самая большая проблема фигурного катания и падения его популярности в том, что нет лидеров. Лидеры постоянно меняются. Я понимаю, что с одной стороны это хорошо – это даёт возможность каждому побороться за медали. Но с другой стороны люди привыкли смотреть фигурное катание и видеть звёзд. Тех, что постоянно впереди, сезон за сезоном. Раньше были, к примеру, Плющенко и Ягудин. Даже если иногда они плохо катались, то всё равно занимали хорошие места. — Но, собственно, это зависит от самих спортсменов. Или от оценок тоже? — Конечно, и от оценок. Я бы оставил техническую оценку такой, как сейчас, а вот на место второй оценки вернул бы прежнюю — 6,0. Мало кто из зрителей понимает все составляющие. Skating skills, Transitions… Главное, мне кажется, как откатался человек: хорошо или нет. Хороший он спортсмен или нет. А по этой системе случается удивительное. Скажем, почему Патрик Чан упал три раза, а получает всё те же 8,25 за владение коньком? — Думаете, не за горами ещё одна реформа? — Я стараюсь об этом не думать. Это не моя работа, это работа судей, комитетов. Моя работа – тренировать фигуристов. — Когда мы с вами беседовали два года назад, здесь же, во время российского этапа Гран-при, у вас был просто нечеловеческий режим работы. Почти круглосуточно – лёд и тренировки. Сейчас всё так же? — У меня сейчас даже больше спортсменов, чем когда бы то ни было: пять одиночников и две одиночницы. И ещё одна танцевальная пара. — И собираетесь брать новых учеников? Особенно если переберётесь в Россию – значит ли это, что у вас больше будет именно российских спортсменов? — Пока не могу ничего сказать. Тренирую тех, кого тренирую. Но однозначно – я не сторонник "перетягивания" спортсменов. Я готов помогать, ставить программы. А с каждым российским фигуристом уже долгое время работает его тренер, который знает его досконально. — Разговоры о вашем переезде в Москву, в Россию, уже точные? Вы сейчас тренируете в Латвии… — Там мне тоже нравится, я там тоже буду продолжать работать. А что-то определённое, думаю, будет известно уже после чемпионата России. Я же не буду постоянно приходить и спрашивать, где мне дают площадку, когда. Если меня приглашают, то не я должен решать эти вопросы. Но могу сказать, что пока меня поддерживают только Валентин Николаевич Писеев и Александр Георгиевич Горшков. — Но главное – вы не против возвращения. Что изменилось: условия в России или в Америке? — Скажем так, мне интересно пробовать новое. В Америке уже скучно: всё привычно, понятно. Я люблю, когда непросто. |
|